Развиваем память


Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. С ее помощью мы усваиваем знания об окружающем мире и о себе, приобретаем различные умения и навыки.

В первые годы жизни ребенок запоминает непроизвольно то, что привлекло внимание, интересное, не прилагая усилий. Постепенно формируется произвольная память, когда ребенок прилагает усилия для запоминания или припоминания материала, целенаправленно его учит.

Именно этот вид памяти важен во время обучения.

Содержание статьи.

·       Память и ее особенности.

·       Как улучшить память.

·       Упражнения для тренировки памяти.

 

Память и ее особенности.

В зависимости от цели деятельности память делят на произвольную и непроизвольную.

В зависимости от особенностей материала, который надо запомнить и воспроизвести, выделяют образную память (запоминание образов, звуков, запахов и т.п.). Она бывает зрительной, слуховой, тактильной и др. Словесно – логическую память – это память на отдельные слова, понятия, формулы и т.п.

По продолжительности запоминания различают кратковременную и долговременную память. Выделяют и оперативную память. Она имеет значение при осуществлении действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты.

Часть людей опирается на механическую память, а другие склонны к осмысленному запоминанию.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности памяти. Степень владения в любом возрасте своей памятью тоже различна. Важно научить ребенка способам, обеспечивающим хорошие результаты запоминания, применения сохраненного в памяти на практике, в жизни. По мере взросления он будет уже самостоятельно улучшать навык запоминания, расширяя собственный кругозор.

В подростковом возрасте процесс запоминания сводится к мышлению, для него вспомнить – значит мыслить. Поэтому для успешного обучения у подростков должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Как улучшить память.

1.     Для лучшего запоминания необходимо думать и рассуждать. Не просто «зубрить» материал, опираясь на механическую память, а найти главную мысль, сделать конспект, опираясь на смысловую память.

2.     Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Оцените, какую пользу принесет и что даст заученная информация, насколько она пополнит знания.

3.     Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени (подготовка к зачету, экзаменам).

4.     Не рекомендуется учить подряд похожие предметы (физика, математика).

5.     Вся полученная информация должна восприниматься, как законченное целое (прочитать до конца текст, параграф).

6.     Больше читайте и учите наизусть.

7.     Вспомните события, которые произошли за день.

8.     Занятия спортом и изучения иностранных языков также способствуют улучшению всех характеристик памяти.

9.     Тренируйте память. Укрепляя и тренируя память, мы тренируем и внимание, и наблюдательность, и волю.

 

Можно предложить подростку некоторые правила сохранения заучиваемого:

 

1.     Выдели то, что необходимо запомнить и осознай, зачем следует это сделать.

2.     Не отвлекайся на посторонние вещи, сосредоточься на главном.

3.     В заучиваемом материале выдели главное и второстепенное, найди связи между понятиями и явлениями.

4.     Опирайся на ведущий тип памяти, активизируй образные представления, используй приемы мнемотехники.

5.     Систематически повторяй запоминаемый материал:1 раз сразу после прочтения, 2 раз – через полчаса, 3 раз – через 8 - 9 часов, 4 раз – через день. Очень полезно делать повторения пред сном, за 15 - 20 минут до сна и утром.

 

К 7 годам ребенок уже может осознавать цель запоминания, владеет элементарными формами повторения, может группировать материал и владеет смысловым соотнесением. Все это хорошая основа, на которой можно начать формирование мнемических приемов.

 

Упражнения для тренировки памяти.

Существует много способов тренировки памяти с помощью упражнений, игр.

Рассмотрим некоторые из них.

 

1.     «Запомни предметы» или «Разведчик» - предложить запомнить 7-8 предметов или картинок, затем их убрать, попросить перечислить, что запомнил. Сделать игру, упражнение более сложным можно путем увеличения количества предметов и уменьшение времени для запоминания. Это упражнение тренирует такой мнемический прием, как «повторение».

2.     «Убавилось или прибавилось?» Понадобятся 4 - 5-картинок с изображением предметов разных групп (рыбы, головные уборы, транспорт и т.д.), дается 1 – 2 минуты для запоминания, затем, когда ребенок отвернулся, убираем 5 – 6 картинок (добавляем и убираем) из разных групп. Необходимо определить, какие предметы убраны. Основная цель – научить пользоваться приемом «группировка».

3.     «Картинка к слову» Подбираем картинки предметов, которые по смыслу подходят к словам. Вы называете слово, а ребенок подбирает картинку, сходную с ним по смыслу, убираете картинки. Затем, вы называете слово, а ребенок вспоминает картинку. Это упражнение тренирует такой прием, как «смысловое соотнесение».

4.     «Схема – картинка» Похоже на предыдущее упражнение, только на каждую картинку предлагается ребенку сделать зарисовку, или готовая схема. После запоминания, картинки убираются, и ребенок их вспоминает их по схемам. Это упражнение тренирует такой прием, как «схематизация».

5.     «Нарисуй по образцу» Ребенку предлагается запомнить расположение фигур в таблице и по памяти заполнить пустую. Это упражнение помогает тренировать образную память.

6.     «Запомни слова» Предлагаем запомнить и воспроизвести 10-12 слов, тренируем словесно-логическую память.

7.     «Что изменилось?» Предлагаем запомнить ряд картинок, когда ребенок отвернется, меняем местами некоторые из них и просим воспроизвести прежний порядок.

8.     «Каких знаков больше?» Предлагаем в таблице посчитать: сколько изображено фигур или букв, цифр, предметов и запомнить их количество. Тренируем оперативную память.

9.     «Напиши как можно больше» Предлагаем записать как можно больше слов, относящихся к теме: музыка, школа, спорт и т.д. Тренируем словесную (вербальную память).

10. «Снежный ком» Первый человек называет одно слово, второй повторяет его и добавляет свое слово и т.д. Для начала рекомендуется использовать слова одной тематики и ограничиться цепочкой из 10 слов.

Новости и события

Все новости

Обратная связь

Секретарь

Заставнюк Ирина Владимировна
+7 (495) 988-89-06

Электронная почта:

traditsii@gmail.com

Адрес:

Москва, Мичуринский проспект,
дом 6, корпус 4

Станция метро:

Ломоносовский проспект